Развитие промышленности и транспорта

Глава 6. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века.

К началу XIX в. Россия занимала огромную тер-рию от Прибалтики до Дальнего Востока.

В 1801-1804гг. в ее состав вошла Грузия, а в 1804-1813 из-за войны с Персией и Турцией к России отошли Имеретия, Абхазия, Гурия, Дагестан и др. В 1812г. по мирному договору с Турцией Россия получила часть Бессарабии. В 1808-1809 была присоединена Финляндия, которая все же имела большую самостоятельность (своя конституция, денежная и таможенная системы и др.)

Сельское хоз-во.

В перв. половине 19 в. с/х оставалось главной отраслью в экономике. Его развитие происходило в основном экстенсивными методами. Совершенствование обработки почвы, внедрение нов. сортов проходило медленно. Основной агротех. Системой оставалось трехполье, в Сибири – подсека. Скот – для дом. потребления, а не на продажу.

Как и в 18 в. крестьяне делились на:

А) помещичьи – большинство (в 1850х их было 23 млн. чел.). Соотношение барщины и оброка было различным в зависимости от экон. характеристики губерний. В центр. районе оброчная система – 65-90%. В Прибалтике, Белоруссии, Украине крестьяне на барщине было 90-95% крестьян.

Б) государственные - к сер. 19в. ≈ 19млн. чел. Их эк. положение было более стабильным. С 1801 г. им разрешалось покупать землю. Они могли выбирать между занятием ремеслом и земледелием. Но в то же время гос-во могло их перевести на воен. поселения, подарить дворянину, перевести в разряд удельных крестьян.

В) удельные крестьяне – промежуточное положение между А) и Б). К серед. 19 в. их было ок. 2 млн. чел (в основном – Сред. Поволжье и Приуралье). Они несли оброк в пользу царской семьи, платили гос. налоги и натуральные повинности.

Дворян в 1830х было ок. 500 тыс. (1% населения). Из них 109 тыс. семей – помещики, т.е. имели крепостных. 70% семей имели не более 100 душ («мелкопоместные дворяне»).

В 1820х стало очевидным, что возможности развития помещичьих хозяйств практическ. исчерпаны. По мере развития крестьянск. промыслов росла конкуренция и заработки крестьян-оброчников падали -> они меньше платили помещикам, которые постепенно превратились в помещиков-должников. В сер. 19в. много имений продавалось с молотка за долги.

Развитие промышленности и транспорта

Перв. половина 19в. – часть промыш. продукции выпускалась мелкими промыслами. В 1850х их доля – до 80% всей продукции.



Большую роль сыграли рассеянные мануфактуры: предприниматель-скупщик раздавал работу крестьянам-надомникам. Позже этих работников стали собирать вместе, где они трудились на основе разделения труда.

Как и раньше больш. значение имели отхожие промыслы. В 1850-х на заработки в круп. города уходило до 30-40% крестьян. Это способствовало формированию рынка труда и росту городск. населения. Но даже среди 82% (1860г.) «вольнонаемных» большинство – крепостные, отпущенные на заработки.

Развитие пром-ти было неравномерным. Наиболее быстро развивалось хлопчатобумаж. пр-во. В 1850х Россия была на 5 месте в мире по выпуску х/б продукции. Доля России в мировой металлургии сократилась из-за технич. отсталости и низкой производительности труда. Металлургия выживала только за счет системы таможенных тарифов на ввоз металлов.

В 1830-1840х нач. промыш. переворот, который также означал появление нов. соц. групп населения: предпринимателей и наемных работников.

1-ое предприятие с машинной техникой – казенная Александровская хлопчатобум. мануфактура в Санкт-Петербурге (1799). К сер. века машинное пр-во составляло 2/3 всей круп. пром-ти. В 1860-е в Санкт-Петербурге появ. первые машиностроительные заводы (Невский, Александровский и др.).

Специфические черты дореформенных работников: обычно это были крепостные, ушедшие на оброк, зависящие как от фабриканта, так и от помещика, кот. мог их вернуть в деревню.

Дореформенная буржуазия (особенности): происходила большей частью из купцов или из торгующих крестьян, имеющих право на торговлю. Чаще всего они совмещали торговые и предпринимательские функции. Но большая часть предпринимателей и торгующ. крестьян – крепостные, т.к. помещики не спешили их отпускать на волю.



В 1й половине 19в. Россия – все еще страна бездорожья, что мешало эк. развитию. Основными видами транспорта были водный, гужевой (перевозки на лошадях). Если водными путями пользовались летом, то зимой в основном применялись перевозки на лошадях (сани).

1830е – нач. строительства ж/д путей. 1-я жел. дорога – между СПб и Царским Селом (25 верст). 1843-1851 – строительство ж/д между Москвой и СПб, что сыграло большую роль для экономики. Строительству ж/д противостояли владельцы ямских станций. Даже в правительстве были противники строительства ж/д.


6527868008543336.html
6527907202153197.html
    PR.RU™