Принципы организации коррекционно-развивающей работы. Особенности их реализации в деятельности психолога-практика.

Психологическая коррекционно-развивающая работа опирается на теоретические положения, в соответствии с которыми определяется:

- стратегия воздействия;

- тактика воздействия, то есть формируются цели корекционно-развивающей работы, определяются ее задачи, отбираются методы и средства психологического воздействия.

Теоретические положения описывают подходы, в рамках которых будет организована психологическая коррекционно-развивающая работа, и условия и правила, в соответствии с которыми она будет осуществляться. Эти условия и правила отражают принципы, которые, прежде всего, касаются особенностей решения поставленных задач, описывают временные и другие требования, предъявляемые к организации и проведению коррекционно-развивающей работы.

Чаще всего при организации и проведении коррекционно-развивающей работы руководствуются принципами:

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Он отражает взаимосвязь развития различных сторон личности индивида и гетерохронность (неравномерность) их развития. Закон неравномерного развития проявляется следующим образом: каждое качество психики находится на различных уровнях развития в отношении разных его аспектов:

1) на уровне благополучия, что соответствует нормальному развитию;

2) на уровне риска, что означает угрозу возникновения потенциальных трудностей развития;

3) на уровне актуальных трудностей развития – выражается в различного рода отклонениях от нормативного хода развития.

Отставание и отклонение в развитии некоторых сторон личности закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта (сознания) и наоборот.

Например, недоразвитость мотивов и потребностей обусловливает появление отставания на интеллектуальном уровне, что провоцирует неудачи в деятельности и возникновение проблем личностного порядка.

Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей работы нельзя ограничиваться только учетом актуальных проблем и сиеминутных трудностей развития ребенка, а нужно исходить из прогноза ближайшего развития.

Своевременные превентивные меры позволяют предупредить различные отклонения в развитии, а взаимообусловленность в развитии разных сторон психики индивида позволяет оптимизировать это развитие за счет интенсификации сильных сторон и добиться развития слабых посредством механизма компенсации, подробно описанного Л.С. Выготским.

В соответствии с выше указанным, любое психологическое воздействие должно быть направлено: 1) на коррекцию отклонений в развитии;

2) на предупреждение появления отклонений в развитии;

3) на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей и гармонического развития личности.



Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей работы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

- коррекционного – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;

- профилактического – предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

- развивающего – оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития.

Единство этих трех типов задач – залог успеха и эффективности коррекционно-развивающей работы.

2. Принцип единства диагностики и коррекции.

Данный принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи. Он реализуется в двух аспектах:

Первый аспект касается того, коррекционной работе должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, назначения которого:

а) определение характера и интенсивности затруднений;

б) формирование заключения о причинах отклонений от нормы;

в) постановка задач и целей коррекционно-развивающей работы.

Эффективность создания коррекционно-развивающей программы возможна только при условии предварительного обследования. Диагностическое обследование обретает смысл только, если впоследствии сопровождается психолого-педагогическими коррекционными мероприятиями.

Второй аспект связан с тем, что реализация коррекционно-развивающей программы требует постоянного контроля за динамикой личностных изменений, переменами в поведении, деятельности, эмоциональных состояниях, чувствах, переживаниях.

Потребность в текущем и итоговом контроле указывает на необходимость диагностики на протяжении всей коррекционной работы.

3. Принцип приоритетности коррекции причинного типа.

Специалисты-практики различают два типа коррекции: симптоматическую и каузальную (причинную) коррекцию.

Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития и социализации.

Каузальная коррекция предусматривает устранение и нивелирование причин, порождающих нарушения и отклонения.

Работа по устранению симптомов нарушения менее эффективна, поскольку само нарушение при этом не устраняется и рано или поздно снова проявляет себя при тех же или других обстоятельствах.



Например, преодоление страха темноты с помощью рисуночной терапии не дает гарантии, что ребенок больше не будет испытывать это чувство. У него может проявиться страх другого характера (то есть он может начать бояться чего-то другого, чего раньше он не боялся). Это связано с тем, что причина страха коренится глубже – например, в нарушениях семейных (детско-родительских) отношений, в непринятии ребенка, в отсутствии взаимопонимания с ним.

Таким образом, искоренение причины, позволит избежать вопроизведения симптоматики неблагополучного развития.

4. Деятельностный принцип коррекции.

Данный принцип определяет тактику проведения коррекционной работы через организацию активной деятельности, в ходе которой создается основа для позитивных сдвигов в развитии личности. В основу принципа положено теоретическое положение о приоритетной роли деятельности в развитии психики ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Согласно рассматриваемому принципу коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности ребенка.

5. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип учета возрастных и индивидуальных возможностей согласует требования соответствия психического и личностного развития индивида (а в особенности это касается ребенка) возрастной норме и признания факта уникальности и неповторимости конкретной личности.

Нормативность развития – это последовательность сменяющих друг друга возрастов и стадий онтогенетического развития.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить в пределах нормы программу оптимизации развития для каждого конкретного индивида (ребенка).

Следовательно, коррекционная программа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации, утверждения самости, и не должна быть обезличенной, унифицированной.

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия (принцип эклектического подхода).

Он подчеркивает необходимость использования всего многообразия подходов по оказанию психологической помощи и соответствующих им методов, техник и приемов, которыми располагает практическая психология.

Чем шире спектр, привлекаемых методов, форм и приемов психологического воздействия, тем продуктивнее коррекционная работа, поскольку многообразие используемых подходов и методов предполагает более широкое вовлечение психических образований.

7. Принцип активного привлечения ближайшего окружения к участию в коррекционной работе.

Суть данного принципа определяется ролью близких индивиду лиц в его психическом и личностном становлении. Принцип предполагает максимальный учет при организации коррекционно-развивающей работы социальной ситуации развития индивида, нуждающегося в психологической помощи. Значение социальной ситуации развития для успешной коррекционно-развивающей работы определяется ролью ее компонентов в оформлении зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), что обусловлено развитием индивида в системе социальных отношений и вместе с ними. Поэтому справедливо считается, что объектом развития является не изолированный индивид (или ребенок), а целостная система социальных отношений. Структура социальной ситуации развития описывается элементами:

1) система отношений ребенка с близкими взрослыми;

2) особенности межличностных отношений и общения;

3) формы совместной деятельности; способы осуществления.

8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

Указанный принцип определяет необходимость опоры на более развитые психические процессы и качества или свойства личности и использование активизирующих методов коррекции и развития интеллектуального, перцептивного и эмоционального развития.

Например: недоразвитость произвольности психических процессов не отрицает того, что их произвольность формируется на основе непроизвольных.

9. Принцип программированного обучения.

Он предполагает разработку для индивида программ действий и упражнений, состоящих из последовательных операций, выполнение которых, изначально совместно с психологом, а позже – самостоятельно, ведет к формированию у него нужных умений и навыков.

10. Принцип возрастания сложности.

Принцип предусматривает соответствие каждого предлагаемого задания перехода от простого к сложному. При его реализации обязательно выполнение ряда требований:

а) формальная трудность материала должна отвечать психологической сложности;

б) содержание заданий должно поддерживать и стимулировать интерес к коррекционно-развивающей работе и способствовать формированию радости от преодоления сложностей.

11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

Этот принцип основан на том, что переход к новому материалу допускается только при условии относительной сформированности того или иного умения. Согласно принципу учета объема и степени разнообразия материала внесение изменений и дополнений в материал и увеличение его объема должно быть постепенным.

12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.

Данный принцип требует, чтобы содержание и форма рекомендуемых заданий создавали благоприятный эмоциональный фон и вызывали положительные эмоции. Главное правило, диктуемое принципом – любое коррекционно-развивающее занятие должно завершаться на положительном эмоциональном настрое.


6523373739278038.html
6523418274962082.html
    PR.RU™