Взаимодействие индивида и малой группы

Основные феномены взаимодействия. Исследование взаимодействия индивида и малой группы связано, с одной стороны, с изучением группового давления, т.е. совокупности явлений, обусловленных теми воздействиями, влияниями, которые оказывает малая груп­па на протекание психических процессов, установки и поведение индивида, а с другой стороны — с изучением закономерностей

2J.Q_________________________________________________________________Глава 4

влияния индивида на групповые психологические явления и груп­повое поведение, тес изучением феномена лидерства

Первые экспериментальные исследования в этой области были посвящены изучению влияния присутствия группы и груп­пового взаимодействия на протекание психических процессов индивида и его поведение (Н Триплетт, 1898, В Меде, 1920. Ф Ол-порг, 1924, В М Бехтерев, 1925) Результатом этих и других иссле­довании было открытие эффектов социальной фасилитаиии (от англ facility — облегчение) — улучшения индивидуальных резуль­татов деятельности в присутствии других людей и социальной ин-гибиции(от лат Inhibere — сдерживать, останавливать) — ухудше­ния этих результатов Постедуюшие исследования (Р Зайонс, 1965) позволили сделать вывод о том. что присутствие группы уси­ливает «доминирующую* т е наиболее вероятную для данного индивида реакцию В экспериментах американских социальных психологов (С Харкинс и др ,1980) получены данные, говорящие о феномене т н «социальной leHocmu» — тенденции прилагать меньше усилий в ситуации совместной деятельности и отсутствия контроля за индивидуальным вкладом каждого участника Одна­ко, по мнению самих исследователей, проявление этого феноме­на, а также степень его выраженности существенно зависят от си­туативных и социокультурных факторов (Д Майерс. 1997)

Обобщение результатов этих а также последующих специаль­но выполненных исследований позволило Н Н Обозову (1979) сде­лать следующие выводы В условиях присутствия других лиц у ин­дивидов снижаются чувствительность (болевая, слуховая, обоня­тельная, кинестетическая), объем и концентрация внимания, точ­ность выполнения простых арифметических действий, генерирова­ние оригинальных идей — те характеристики точности (качества) психической деятельности Повышаются сила мышечного напря­жения, продуктивность внимания, показатели долговременной па­мяти — те скоростные (временные) характеристики психической деятельности (см рис 5) В первом случае отмечается подав пение, угнетение психических функций под влиянием группы т е фено­мен социальной ингибиции, л во втором — их поддержка, усиле­ние, те феномен социальной фасилитации Снижение в группе количества ассоциаций по контрасту и их увеличение по сходству свидетельствует о том что в группе психические процессы имеют тенденцию к единообразию, норлюобразованию В условиях груп­пового взаимодействия (взаимовлияния — по терминологии Н Н Обозова) у индивидов снижаются точность восприятия слож-



Психология малых групп__________________________________________21!

«Лучше»

«Хуже»

Рис 5 1 (1) — чувствительность болевая слуховая, обонятельная, кинесте­тическая II (2) — сила мышечного напряжения (энергетика) III (3, 4, 5) — BHHvidHHe продуктивное] i>, обьем, концентрация IV (6, 7) — память крат­ковременная, долговременная V(8, 9. 10, И, 12)— простая интеллектуаль­ная деятельность (8) — арифметические действия напрагленные ассоци­ации (9 — по сходству, 10 — по контрасту), 11 — свободные ассоциации, (12)— ассоциации с зчдерлкол, те одни ассоциации записываются, дру­гие пропускаются VI (13) — счожиая интеллектуальная деятельность («ре­шение проблем*

Примечание- черная стрелка обозначает направление изменения показате­ли в «худшую» или «лучшую» стороны в условиях «присутствия», черный квад­ратик обозначает незначимые разтичия показателен психической деятельнос­ти в условиях изолированного обследования и в условиях «присутствия других»

ных объектов при их кратковременном предъявлении и качество (нетривиальное) генерируемых идеи. Повышаются- точность восприятия простых объектов и времени, точность восприятия сложных объектов при их длительном предъявлении и способность к определению в неодинаковых объектах сходных элементов (см. рис 6) Эти данные говорят об усилении тенденции к конверген­ции, согласованности мнений и оценок в условиях группового взаимодействия Экспериментальные исследования М Шерифа, П. Зоди, Е. Боварта, Н.Н Обозова показывают, что при высокой определенности и малой сложности перцептивных задач в группе повышается точность восприятия и снижается конвергенция оце­нок, а при высокой неопределенности и сложности задач — точ­ность восприятия в группе снижается, а конвергенция оценок уве­личивается В классических экспериментах М Шерифа (1937) ис­следовался процесс формирования групповых норм В ходе исследо­вания с использованием т н автокинетического феномена (иллюзии



Рис б 1(1) —точность зрительного восприятия основных параметров простых объектов (количество деталей, размер) II (2) точность восприятия времени Ш (3, 4, 5, 6) —восприятие сложных объектов (по количеству деталей их оп­ределения) (3) — при кратковременной экспозиции (15 с), (4) — при длитель­ной экспозиции (50 с), (5) — определение в неодинаковых объектах сходных элементов (6) — определение в похожих объектах неодинаковых (отличаю шихся) элементов IV (7, 8) — сложная интеллектуальная деятельность — «ре­шение пробам» (7) — количество производимых разных идеи, (8) — качество (нетривиальность и объясничость) идей

Примечание условные обозначения те же, что на рис 5

движения неподвижного источника света в темноте) М Шериф об­наружил тенденцию к усреднению, согласованности индивидуаль­ных оценок в группе и их последующее закрепление и воспроизве­дение в индивидуальных оценках испытуемых (см рис 7) Эти эк­сперименты положили начало серии лабораторных исследований феноменов группового давления а конформизма

Конформизм и групповое давление Дальнейшие исследования влияния малой группы на протекание психических явлений и по­ведение индивида связаны с изучением феномена конформизма (от лат. conformis — подобный) Явление конформизма было откры­то американским психологом С Ашем в 1951 г В его знаменитых экспериментах с подставной группой перед испытуемыми стави­лась задача сравнения и оценки длины линий, изображенных на предъявляемых карточках В контрольных опытах при индивиду­альном выполнении задания оно не вызывало у испытуемых ка­ких-либо трудностей В ходе эксперимента все участники, кроме

212______________________________________________' Рим 4

Психология малых групп___________________ _______213

Рис 7Типичная группаиз опытов Шерифа по возникновению норм.Три чечовека

приходят к обшему согласию, давая повторяющиеся оценки кажущегося смещения точечного источника света По данным Sherif&Shenf, 1969, р 209

одного («наивного субъекта»), по предварительной договоренно­сти с экспериментатором давали заведомо неправильный ответ. «Наивный субъект» не знал о сговоре и выполнял задание послед­ним. В экспериментах С.Аша было обнаружено, что около 30% испытуемых давали вслед за группой ошибочные ответы, т.е. де­монстрировали конформное поведение. После окончания экспе­риментов с его участниками проводилось интервью с целью выяс­нения их субъективных пережиганий. Большинство опрошенных отмечали значительное психологическое давление, которое оказыва­ет мнение большинства группы.

Б дальнейшем эксперименты с подставной группой неодно­кратно воспроизводились в различных модификациях (Р.Крач-филд, 1955).При этом было обнаружено, что за внешне сходным «■конформным» поведением могут скрываться принципиально различные по психологическим механизмам его варианты. Одни из испытуемых, давших неправильный ответ, были искренне убеждены в том, что решили задачу правильно. Такое поведение

I,

214 _________________________Глава 4

Рис. &'. Рамер группы и конформизм. Процент прохожих, подражающих груп­пе смотревших вверх людей, возрастает при увеличении размера группы от одного до пяти человек. Поданным Milgram, Bickmarui Bcrkowitz. 1969.

можно объяснить эффектом группового внушения, при котором воздействие группы происходит на неосознаваемом уровне. Дру­гие испытуемые отмечали, что они были не согласны с мнением группы, но не хотели открыто высказывать свое мнение, чтобы не вступать в открытую конфронтацию. В данном случае можно то-ворить о внешнем конформизме или приспособлении. Наконец, пред­ставители третьей группы «конформистов» говорили о том, что у них возникал сильный внутренний конфликт, связанный с рас­хождением своего мнения и мнения группы, но они делали выбор в пользу группы и были >беждены в правильности группового мнения. Этот тип поведения впоследствии стал обозначаться как внутренняя конформность или собственно конформность. «Кон­формность констатируется там и тогда,— отмечает Г.М.Андрее­ва,— где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы» (Г.М. Андреева, 1<Ж, с. 181).

На степень выраженности конформизма оказывают влияние следующие факторы: пол индивида {женщины в целом более кон-

Психология малых групп_________________________________________________2_1_5

формны, чем мужчины), возраст (конформное поведение чаще про­является в молодом и старческом возрасте), социальный статус (люди с более высоким статусом менее подвержены групповому дав­лению), психическое и физическое состояние (плохое самочувствие, усталость, психическая напряженность усиливают проявление кон­формности), (Социальная психология, 1979, Д Майерс. 1997)

Исследования показали, что степень конформности зависит от численности группы. Вероятность конформности возрастает с уве­личением численности группы (рис 8) и достигает максимума в присутствии 5-8 человек (Ж Годфруа,1992, Д Майерс, 1997). Кон­формизм как явление следует отличать от конформности как лично­стного качества, которое проявляется в тенденции демонстриро­вать сильную зависимость от группового давления в различных си­туациях. Ситуационный конформизм, напротив, связан с проявле­нием высокой зависимости or группы в конкретных ситуациях Конформизм тесно связан со значимостью ситуации, в которой осуществляется воздействие группы на индивида, и со значимос­тью (референтностью) группы для индивида и степенью групповой сплоченности Чем выше степень выраженности этих характерис­тик, тем выраженнее эффект группового давления Феномен нега­тивизма личности по отношению к группе, т.с выраженное посто­янное сопротивление группе и противопоставление себя группе, является не противоположностью конформизма, а частным прояв­лением зависимости от группы Противоположностью конформиз­му является самостоятельность индивида, независимость его уста­новок и поведения от 1руппы. устойчивость к групповому воздей­ствию

Влияние меньшинства. В исследовании конформизма проблема группового давления ставится и решается как проблема влияния большинства членов группы на поведение отдельных индивидов или меньшинства При этом основное внимание исследователей удечяется проблеме нормативного давления группы на индивида и приспособления индивида к групповым нормам Однако в ре­альной жизни проявляются и противоположные феномены, свя­занные с влиянием меньшинства на изменение группового мне­ния, групповых норм и группового поведения Они стачи предме­том исследования С Московичи и его сотрудников.

В этих экспериментах испытуемым (группе из 6 че ювек) предла)али вслух определять ивет и интенсивность окраски про­ецируемых на экран диапозитивов Двое членов группы («пол-ставные лица») в течение всего эксперимента называли синий цвет

216_________________________________________________Глава 4

слайдов зеленым По результатам эксперимента было зафиксиро­вано влияние оценок, даваемых меньшинством, на оценки осталь­ных членов группы В группе «неосведомленных испытуемых» было зафиксировано 8% ответов, совпадающих с оценками «подставной группы» (в контрольных ipynnax ошибок в оценке цвета практичес­ки не наблюдалось) Кроме того, в последующих тестах, когда ис­пытуемым предъявлялся последовательный ряд оттенков между синим и зеленым цветами, в экспериментальной группе испытуе­мые чаще воспринимали предъявляемый им цвет как зеленый, чем в контрольной группе, члены которой не контактировали с под­ставным меньшинством При этом наиболее часто отмечали зеле­ный цвет те испытуемые, которые во время эксперимента наиболее энергично сопротивлялись мнению меньшинства

По мнению С Московичи, полученные результаты говорят о том, что меньшинство способно оказывать влияние на установки и поведение большинства, причем это влияние может не осозна­ваться представителями большинства и не проявляться в процессе группового взаимодействия, а проявить себя позднее. К числу факторов, повышающих эффект влияния меньшинства, относят­ся, последовательность высказываний и поведения, демонстри­руемых меньшинством, уверенность в своей правоте и аргумен­тированность высказываний, а также появление среди большин­ства лиц, принимающих позицию меньшинства, т н отступни­ков (Д. Майерс, 1977). М.Дойч и Г.Джерард, сравнивая психоло­гические механизмы влияния большинства и меньшинства, обо­значили их как два различных вида влияния: нормативное (когда мнение большинства воспринимается индивидом как групповая норма) и информационное (когда мнение меньшинства выступает лишь информацией для индивида, принимающего решение).

Лидерство в малых группах

Феномен лидерства привлекает внимание исследователей прежде всего исключительной практической значимостью проблемы с точки зрения повышения эффективности управления в различ­ных сферах общественной жизни Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отно­шения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано наличных качествах лидера и соииально-психологичес-ких отношениях, складывающихся в группе. Поэтому лидерство

Психология малых групп___________________________________217

как явление, основанное на социально-психологических механиз­мах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия (Б.Д. Парьггин). Основ­ными референтами (признаками) лидерства являются: более вы­сокая активность и инициативность индивида при решении груп­пой совместных задач, большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная спо­собность оказывать влияние на др>гих членов группы, большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность лич­ных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера: организация совместной жизнеде­ятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоот­ношениях с другими группами, принятие ответственности за ре­зультаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедея­тельности малой группы: деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоци­ональной, связанной с процессом общения и развития психологи­ческих отношений между членами группы, выделяют два основ­ных вида лидерства* лидерство в деловой сфере (иногда его назы­вают «инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональ­ной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаше они рас­пределяются между разными членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ори­ентированных на решение групповых задач, лидеров, ориентиро­ванных на общение и взаимоотношения в группе, и универсаль­ных лидеров. Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельно­сти могут быть выделены более дифференцированные роли: ли­дер — организатор, лидер — специалист, лидер — мотиватор, ли­дер — генератор эмоционального настроя и т д

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда пере­менных, основными из которых являются: психологические ха­рактеристики личности самого лидера, социально-психологичес­кие характеристики членов малой группы, особенности ситуации, в которой находится группа, и характер решаемых задач.

218__________________________________________________Глава 4

В настоящее время имеются серьезные возражения представле­ниям о существовании универсального набора психологических ка­честв, «делающих» человека лидером. В частности, Р,Стогдилл (1974), проведя комплексный обзор исследований в области лидер­ства, отмечает, что изучение личностных качеств лидеров дает про­тиворечивые результаты. К числу наиболее часто упоминаемых ис­следователями личных качеств эффективных лидеров относятся: ин­теллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креатив­ность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность (Р.Л. Кричевский, 1996) Однако, как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью ли­дерства носит неоднозначный характер, в разных ситуациях эффек­тивные лидеры обнаруживают разные качества. В результате анали­за Р Стогдилл сделал вывод о том, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лиде­ров, и что структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, характером групповой дея­тельности и решаемыми задачами.

Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, ч го лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках jtoto подхода были выполнены много­численные исследования стилей лидерства и разработаны их класси­фикации Наибольшую известность получили классификации сти­лей лидерства К. Левина, описавшего и исследовавшего автократи­ческий, демократический и либеральный стили лидерства, и Р. Лайкер-та, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью

Сторонники ситуационного подхода (Ф.Фидлер, Т Митчел и Р.Хаус, П.Хсрси и К.Бланшар) пришли к выводу, что эффектив­ность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей его поведения ситуации, в которой находится груп­па (характеру решаемой задачи, сложившимся условиям степени благоприятности отношении лидера с членами группы, величине реальной власти, которой обладает лидер в группе). Ф Фидлер обнаружил интересную закономерность, стиль лидерства, ориен­тированный на задачу, чаще эффективен в наиболее и наименее благоприятных ситуациях, а стиль, ориентированный на челове-

Психология малых групп__________________________________________219

Высокая

Низкая Высокий Умеренный Низкий

контроль контроль контроль

Рис 9 Графическое отображение «вероятностной модели» эффективности руководства (ПоРЛ Кричевскому, 1996)

ка, — в умеренно благоприятных условиях (см. рис. 9). Наконец, в рамках функционального подхода лидерство понимается как функция группы, т.е. явление, порождаемое особенностями груп­повой активности и характеристиками группы в целом. Таким об­разом, в настоящее время лидерство предстает как сложное мно­гоплановое явление, определяемое целым рядом факторов


6522961375033460.html
6522975472448706.html
    PR.RU™