Культурологія як наука, її специфіка, структура та завдання

Культурологія як наука, її специфіка, структура та завдання

Культурология является системой знаний о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах познания культуры. Потому важным заданием теории культуры является познание сущности культуры и выявления законов и механизмов функционирования конкретных форм и сторон культуры.

Основные задания культурологии:

анализ культуры как системы культурных феноменов;

выявление ментального содержания культуры;

исследование типологии культуры;

решение проблем социокультурной динамики;

изучение культурных кодов и коммуникаций.

Культура всегда интересовала философов, социологов, психологов, историков как феномен общественной жизни, что раскрывает особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных формах жизни (культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура), а также как способ жизнедеятельности человека, коллектива и общества в целом. Без мира культуры тяжело себе представить мир личности. К культуре в целом относится широкий диапазон человеческих чувств и мыслей от поиска смысла жизни к эстетике.

Уже в давних мифах есть попытка ответить на вопрос о начале культурной истории человечества. В легендах и мифах каждого народа есть легендарные герои, которые учат людей овладению культурными достижениями. Например, Прометей научил людей пользоваться огнем. Гермес - изготовлять орудия, прорабатывать металлы. Характерно, что судьба культурного мифологического героя почти всегда складывалась трагически. Прометей нарушил волю богов и выдал их секреты людям, за что Зевс заковывал его к скале и обрек на страшные муки.

Эволюция природы и человека, как особенного вида в природе, является исходным моментом культурной истории человечества. Тот или другой достигнутый уровень культуры человечества определяет каждый раз заново ЀокультуриваниеЀ каждого рожденного человека, в результате чего в конечном итоге происходит окультуривание человеческой природы.

Элементы человеческой природы представляют собой единство естественного и социального, или естественного и окультуренного. Культурология сравнительно молодая наука. Оформление ее как специфической сферы гуманитарного знания достигает Нового времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Веко, І. Гердера и Г. Гегеля.

Большинство культурологов сходятся на том, что в развитии культурологии можно выделить несколько основных теоретических концепций или парадигм как более или менее видрефлексованих теоретических и методических положений, на которые опираются культурологические исследования.

Основные теоретические концепции:

циклическая; pеволюціоністська; антропологическая; философская; революционно-демократическая.



Культура у системі суспільних відносин. Основні функції культури

В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, идеалов, образцов и норм поведения определённых групп. Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжении веков создавало суперкультуру, передающуюся через поколения.

Основные функции культуры:

1. Адаптационная(дает возможность каждому индивидууму, который включается в процесс функционирования и развития пристраиваться к

существующих в обществе оценок и форм поведения.)

2. познавательная (в ознакомлении человека со знаниями, необходимыми для Ѐвладения силами природы И познания социальных явлений, для определения в соответствии с этим ценностного отношения к миру)

3. аксиологична (произвести ценностные ориентации человека, корректировать нормы поведения и идентифицировать себя в обществе)

4. информационная (является средством, что производит информацию)

5. коммуникативная (функция выполняет передачу культурных ценностей, их усвоения и обогащения невозможные без общения людей, а именно общение осуществляется с помощью языка, музыки)

6. Нормативная( входит отработка и распространение соответствующих норм поведения, которые общество диктует человеку, в соответствии с которыми формируется образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, способы поведения.)

7. Мировоззренческая(обеспечивает органическое единство элементов сознания через восприятие и понимание мира не в координатах физического пространства и времени, а в социокультурном измерении.)

8. человекотворческая (выявление и культивирование сущностных сил человека, их социальное и духовное восхваление и ушляхетнення.)

9. воспитательная (выступает универсальным фактором саморазвития человечества, человека.)

Історична періодизація та типологія культурного процесу. Поняття культурної епохи

История использует разные периодизации как инструментарий и типологии исследований..Периодизации отбивают разные методологические факторы, которые интересуют историков.Загальноісторичним есть деление истории человечества на каменный, бронзовый и железный века.Камяний возраст наиболее длителен.Его разделяют на более малые. Палеолит(переход от анты ропо к культурогенезу) Во время верхнего палеолита формирования кроманьонца..Мезолит и неолит(датирование для разных тер-рий разные ) Неолит характеризуется принципиальным изменением типа деятельности от сбора,полювання к земледелию, скотоводству. Следующая периодизация характеризует специфику хозяйственной деятельности по Моргану:стан дикості,варварства,цивілізації. В марксизме применяется 5 процесів:первин,рабовласн,феодальний,капіталіст,соціалістичний.Раймон Арон выделяет 5 етапів:аграрне,до аграрное, промышленное.В истории Европы последовательно изменились и типы ведения(античність,середньовіччя,новий время(модерн),Новейшее время(с 2пол.20ст))

Синкретизм

Под синкретизмом первобытного искусства обычно понимают слитность, нерасчлененность в нем основных форм художественного творчества – изобразительного искусства, драмы, музыки, пляски и т. д. Но отметить только это еще недостаточно. Гораздо важнее, что все эти формы художественного творчества тесно связаны со всей многообразной жизнью коллектива, с его трудовой деятельностью, с обрядами посвящения (инициациями), с продуцирующими обрядами (обрядами умножения естественных ресурсов и самого человеческого общества, обрядами «делания» животных, растений и людей), с обрядами, воспроизводящими жизнь и деяния тотемических и мифологических героев, то есть с отлитыми в традиционную форму коллективными действиями, играющими в жизни первобытных обществ очень большую роль и сообщающими и первобытному искусству определенное социальное звучание. То же относится и к другим аспектам духовной культуры первобытного общества. Характерным примером является тотемизм как одна из основных форм религии раннеродового общества. Специфика тотемизма как синкретической формы религиозного сознания состоит в том, что в нем отражена структура раннеродового общества, что он является ее идеологическим выражением, будучи в то же время связан с ней неразрывными узами. В то время как религии, отражающие более высокий уровень общественного развития – в том числе и мировые религии, такие, как христианство или ислам, – безразличны к уровню развития исповедующего их общества и легко приспосабливаются к нему, тотемизм вне «тотемического» общества немыслим. В тотемизме, порожденном самой структурой архаического общества, отражены его социально-экономические основы, но в нем же выкристаллизовывается понятие о сакральном, священном – то метафизическое ядро, которое ляжет в основу более развитых форм религии. Экономическая, социальная и религиозная сферы, а вместе с тем и искусство, в первобытном обществе переплетены и взаимообусловлены в значительно большей степени, чем это свойственно более высоким уровням общественного развития. Первобытная магия была тесно связана и с положительными знаниями первобытного человека – с тем, что можно с известными оговорками назвать «первобытной наукой». Олицетворением слияния этих двух начал – объективного и субъективного – в сознании и практике первобытного человека является характерная фигура знахаря. Древность, глубокая традиционность и в то же время сакральный, эзотерический смысл изображений лабиринта на раковинах подтверждается и тем, что изготовление этих изображений сопровождалось исполнением особой песни-заклинания мифологического содержания и само превращалось в обряд. Рисунок мог делать только тот, кто знал песню. Экономика, искусство и религия взаимозависимы, и для понимания охотничьей и собирательской деятельности аборигенов требуется также понимание этих других сторон их жизни» В первобытном обществе худо­жественная деятельность тесно перепле­тается со всеми существующими форма­ми культуры: мифологией, религией. С ними она существует в нерасторжимом единстве, образуя то, что называется пер­вобытным синкретическим культурным комплексом.

В первобытном обществе чуть ли не все виды духовной деятельности связаны с искусством и выражает себя через ис­кусство. На этой стадии развития искус­ство является таким же многозначным инструментом духовной культуры, ка­ким для трудовой деятельности перво­бытного человека был заостренный ка­мень — универсальное орудие, использо­вавшееся во всех случаях его жизни.

В первобытном искусстве получают свое развитие первые представления об окружающем мире. Они способствуют закреплению и передаче первичных зна­ний и навыков, являются средством об­щения между людьми. Труд, преобразу­ющий материальный мир, стал средст­вом целенаправленной борьбы человека с первозданной природой. Искусство, упо­рядочивающее систему представлений об окружающем мире, регулирующее и направляющее социальные и психиче­ские процессы, служило средством борь­бы с хаосом в самом человеке и в челове­ческом обществе.

Момент обращения человека к этому новому виду деятельности, которую мы условно можем назвать художественным творчеством, можно рассматривать как величайшее открытие, быть может, не имеющее себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены.

Культури кочовиків Украіни.

Киммерийци- первые кочевые всадники, которые появились в Украине, являются также и первыми ее жителями, название которых дошло до нас. Гомер, повествуя в своей Одиссее о северном побережье Черного моря, называет его землей киммерийцов. Вони были первыми на Украине скотниками, которые перешли к кочевому образу жизни, благодаря контактам с искусными обработчиками металлов на Кавказе они начали на Украине сутки железа; рост роли конных воинов обусловил упадок больших родов и возникновения военной знати. Скифы, которые в начале VII ст. до н.э. появились в украинской степи.Создали первое наУкраини политическое объединение.Родословная шла по родительской линии, имущество делилось между сыновьями, а полигамия была нормальным явлением. Вместе с умершим мужчиной часто убивали и прятали его младших женщин. Кроме награбленного в войнах, основным источником богатств для них служила торговля с греческими колониями в Причерноморье. Сарматы. Почти на протяжении 400 лет, от 2 ст. до н.э. до 2 ст. н. е., в степях Северного и Восточного Причерноморья властвовали сарматы, которые пришли из Волги. Из имеющихся в настоящее время разрозненных данных о сарматах выплывает, что за своим внешним видом и способом ведения хозяйства они напоминали скифов, а также других ираномовних кочевников. Когда война не могла удовлетворить всех материальных потребностей, сарматы торговали.

Культура Візантії.

РАННИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ Византии IV - VII вв.Первие век существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, что опиралось на традиции языческого эллинизма и принципы христианства Появляется ряд неплательщиков (Диадохи, Дамб) философов Расцвет византийского искусства раннего периода связан с укреплением могущества империи при Юстиниани. В Константинополе в это время сооружаются прекрасные дворцы и храмы. Стиль византийской архитектуры складывался постепенно, в нем органически соединялись элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика. Мировую славу приобрели мозаики Византии. Технология музыкального искусства известна еще из античности, но только в Византии стали впервые применять не естественные, а окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, так называемые смальты с самой тонкой золотой поверхностью. СРЕДНИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ Византии VII - IX ВВ. Важной составляющей второго этапа истории византийской культуры стало противостояние иконоборцев и иконошанувальникив (726-843 рр..). Первое направление поддерживала правящая светская элита, а второе - ортодоксальное духовенство и много слоя населения. Иконоборцы, утверждая идею о неописуемо и непознаваемая божества, стремясь сохранить возвышенную духовность христианства, ратовали за отмену поклонения иконам и другим изображениям Христа, Богородици и святых, видя в этом возвеличилось плотского начала и пережитки Античности. А потому их требования сводились к нейтральным картинам, абстрактным символов, орнаментальным и декоративным мотивам, пейзажей с изображениями животных и птиц. В период иконоборчества (726-843) была сделанная попытка официального запрещения икон. На защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских произведений Иоанн Дамаскин (700-760). По его мнению, икона принципиально отличается от идола. Она является не копией или украшением, а иллюстрацией, что отбивает природу и сущность божества. Поздний этап В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ Византии X - XV ВВ.С Х ст. наступает новый этап истории Византийской культуры - происходит обобщение и классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. В византийской культуре этот возраст связан с созданием произведений обобщающего характера - составленные энциклопедии из истории, сельскому хозяйству, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного (913-959) "Об управлении государством", "О фемах", "О церемониях византийского двора" - обширная энциклопедия самых ценных сведений о политической и административной структуре Византийской государства.Окончательно складываются и основные принципы византийской эстетики.

Вопрос 12

Сарматы. Сарматы явились с Нижнего Поволжья и хозяйничали в степях Восточного и Северного Причерноморья почти четыре столетия — со II в. до н. э. по II в н. э. Судя по дошедшим до нас разрозненным сведениям о сарматах, по своей внешности и образу жизни они мало чем отличались от скифов и прочих ираноязычных кочевников. Один из современников писал, что они высоки и красивы, как правило, белокуры. Одежда сарматов состояла из длинных штанов, короткой кожаной куртки, мягкой кожаной шапки и ботинок; меню составляли мясо, молоко и сыр. Жили они в шатрах на колесах (каждый шатер ставился обычно на 2—4-колесную платформу). Что особенно поражает у сарматов, так это роль, которую играли у них женщины. Геродот недаром верил легендам о том, что сарматы произошли от союза скифов с амазонками. Сарматские женщины, говорит он, полностью переняли образ жизни древних амазонок: «охотятся верхом, Сопровождают мужей на войне, носят ту же одежду, что и они». О том же свидетельствуют и археологические раскопки: сарматских женщин часто хоронили с оружием; они были воительницами, а нередко и жрицами. Когда война не могла удовлетворить все потребности и желания сарматов, они пускались в торговые операции, рассылая свои караваны во все концы света. Сарматы были последним индоевропейским народом, пришедшим с востока. На смену им идут новые кочевники. Почти на целое тысячелетие евразийские степи становятся владениями тюркских народов.Скифы. В начале VII в. до н. э. в степях Причерноморья появились скифы По свидетельству Геродота, существовало несколько разновидностей скифов. На правом берегу Днепра жили «скифы-пахари». Земледельцы эти, вероятно, были коренными жителями тех мест и скорее всего, просто приняли имя своих кочевых завоевателей. Некоторые историки даже усматривают в них предков славян. Вся политическая власть в Скифии принадлежала кочевникам — «царским скифам». Чтобы считаться настоящим воином, скиф должен был испить крови первого убитого им врага. С противников снимали скальпы, из их черепов делали чаши, украшая золотом и серебром. Но превыше золота и серебра ценились дружба и товарищество между воинами. Скифское общество было обществом мужчин. Родословная велась по отцовской линии. Имущество делилось между сыновьями. Многоженство было нормой Юных жен часто убивали после смерти их мужа, чтобы положить в его могил. До сих пор в украинских степях высятся скифские могилы-курганы. Тут и роскошные захоронения племенной знати, и убогие могилы простых людей. Так что, если судить по этим курганам, среди «царских скифов» существовало заметное социально-экономическое расслоение. Кроме военного грабежа, у скифов был еще один немаловажный источник обогащения — торговля с греческими колониями на Черноморском побережье. Именно скифы первыми стали предлагать на мировой рынок те товары украинской земли что на долгие века останутся для нее традиционными,— зерно, воск,, мед, меха, рабов. Взамен они получали вина, ювелирные изделия и другие предметы роскоши, к которым быстро пристрастились. Видимо, из этого же самого стремления к роскоши, к украшению—жизни возникло и высоко оригинальное прикладное искусство скифов. Декоративный скифский стиль» легко узнается по его излюбленному мотиву — животным. С неподражаемой грацией ведут свой вечный хоровод летящие олени, кони, львы изящных скифских амфор. Украина эпохи скифов — важная, хотя и отдаленная часть классической Средиземноморской цивилизации. Киммерийцы. Так уж получилось, что первые в Украине всадники — киммерийцы — стали и первыми ее жителями, собственное имя которых дошло до нас. А дошло оно благодаря Гомеру. В «Одиссее» есть рассказ о жителях Северного Причерноморья, там и упомянута «земля киммерийцев». Это первое из известных нам упоминаний об Украине. Но ничего, кроме имени, Гомер не сообщает о народе, живущем, как думали древние, на самом краю земли. Современные историки, анализируя немногие имеющиеся в их распоряжении сведения о киммерийцах (или «пьющих молоко кобылы», как называли их древние греки), приходят к следующим выводам. Во-первых, киммерийцы были первыми в Украине скотоводами, полностью перешедшими к кочевому образу жизни. Во-вторых, они овладели искусством верховой езды, их войско состояло из всадников. В-третьих, они имели тесные сношения с искусными в обработке металлов жителями Кавказа и таким образом открыли новую страницу в истории Украины — «железный век». В-четвертых, по мере возрастания роли вооруженных всадников менялся сам общественный уклад киммерийцев: разветвленные семейные кланы приходили в упадок, возникала военная аристократия.

Культурологія як наука, її специфіка, структура та завдання

Культурология является системой знаний о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах познания культуры. Потому важным заданием теории культуры является познание сущности культуры и выявления законов и механизмов функционирования конкретных форм и сторон культуры.

Основные задания культурологии:

анализ культуры как системы культурных феноменов;

выявление ментального содержания культуры;

исследование типологии культуры;

решение проблем социокультурной динамики;

изучение культурных кодов и коммуникаций.

Культура всегда интересовала философов, социологов, психологов, историков как феномен общественной жизни, что раскрывает особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных формах жизни (культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура), а также как способ жизнедеятельности человека, коллектива и общества в целом. Без мира культуры тяжело себе представить мир личности. К культуре в целом относится широкий диапазон человеческих чувств и мыслей от поиска смысла жизни к эстетике.

Уже в давних мифах есть попытка ответить на вопрос о начале культурной истории человечества. В легендах и мифах каждого народа есть легендарные герои, которые учат людей овладению культурными достижениями. Например, Прометей научил людей пользоваться огнем. Гермес - изготовлять орудия, прорабатывать металлы. Характерно, что судьба культурного мифологического героя почти всегда складывалась трагически. Прометей нарушил волю богов и выдал их секреты людям, за что Зевс заковывал его к скале и обрек на страшные муки.

Эволюция природы и человека, как особенного вида в природе, является исходным моментом культурной истории человечества. Тот или другой достигнутый уровень культуры человечества определяет каждый раз заново ЀокультуриваниеЀ каждого рожденного человека, в результате чего в конечном итоге происходит окультуривание человеческой природы.

Элементы человеческой природы представляют собой единство естественного и социального, или естественного и окультуренного. Культурология сравнительно молодая наука. Оформление ее как специфической сферы гуманитарного знания достигает Нового времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Веко, І. Гердера и Г. Гегеля.

Большинство культурологов сходятся на том, что в развитии культурологии можно выделить несколько основных теоретических концепций или парадигм как более или менее видрефлексованих теоретических и методических положений, на которые опираются культурологические исследования.

Основные теоретические концепции:

циклическая; pеволюціоністська; антропологическая; философская; революционно-демократическая.




6521248264620276.html
6521284441597908.html
    PR.RU™