Политич. мысль Античности и Средневековья.

История формир-я политич. взглядов и учений насчитывает века. Древнейшие политич. учения возникли в странах Древнего Востока: Египте, Индии, Китае, Палестине и др. Наивысшего же развития политич. мысль достигла в античных гос-вах, особенно в Древней Греции, осн. представителями кот. явл-ся Платон и Аристотель.

Платон – идеолог афинской Аристократии. Осн. труды – «Государство» и «Законы». Исходя из позиции идеализма он делил людей на три сословия. Каждое из них соответствовало выделенным им трем началам, преобладающим в душе чела: разумному, эмоциональному и вожделеющему (чувственному). Разумное начало присуще философам-мудрецам. Они должны управлять гос-вом. Аффективное начало присуще воинам. Они, будучи эмоциональными, яростными, должны заботиться о безопасности гос-ва, защищать его. Вожделеющее начало присуще землевладельцам, ремесленникам и они обязаны трудиться и материально обеспечивать все сословия. Для того, чтобы воины и философы не подвергались страстям они не имеют частной собственности, жены д.б. общими, а дети воспитываются гос-вом. Высшей добродетелью, кот. д.б. свойственна всем сословиям, Платон считал умеренность, меру.

Исходя из этики Платона, кот. была ориентирована не на индивида, а на общество, понималось, что не гос-во служит челу, а чел – гос-ву. Идеальная форма правления гос-вом по Платону, - аристократическая либо монархическая (в зависимости от того, принадлежит ли создание высших идей немногим или одному). Среди несовершенных гос-в он выделил: а)тимократию (власть военных; б)олигархию (власть богатых); в)демократию (власть большинства); г) тиранию (деспотичная власть одного).

Аристотель. Осн. труды – «Политика», «Никомахова этика». Государство он определял как общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни. В отличие от Платона он на первое место ставил человека, а не гос-во..

Аристотель выделял 6 государственных форм: правильные (монархия (политич. власть одного); аристократия (правление немногих); полития (правление многих)) и неправильные (тирания; олигархия; демократия). Правильные гос.формы основаны на власти закона, неправильные пренебрегают законами. Наиб. правильной формой гос. правления он считал политию, в кот. сочетались бы черты олигархии и демократии, и в кот. большинство управляет в интересах общей пользы. Это достижимо, когда власть находится в руках так называемого «среднего элемента» (размер имущественного богатства).

Следующий период в развитии политической мысли – Средневековье (конец 5 в. – середина 18 в.), кот. характеризовался значительным влиянием на общественную жизнь, в т.ч. и на гос. упр-е, религии и церкви. Притязание церкви на участие в гос. власти одним из первых пытался обосновать Августин Блаженный, кот. использовали библейское положение о том, что «всякая власть от Бога». Августин Блаженный считал, что в мире сущ-ют две общности: «град божий» (церковь) и «град земной» (гос-во). Первый основан на любви к Богу и стремится к общей пользе и справедливости, второй – на любви к себе, насилии и разбое. Для того, чтобы гос-во оправдало свое неправедное существование, оно должно служить церкви, утверждать ее идеалы на земле.



Осн. идеологом католицизма и феодализма в ср. века был Фома Аквинский. Он стремился приспособить учение Аристотеля к своим религиозным взглядам. Аквинский был сторонником общественного неравенства и эксплуатации, т.к. считал, что они установлены Богом. Божьей воле он приписывал и существование монархии на земле. Однако, по его мнению, светской власти принадлежат только тела людей, а их души – Богу, церкви и папе римскому, кот. должны подчиняться все, в том числе и монархи. Ф.Аквинский был убежденным сторонником контроля церкви над гос-вом, наукой и искусством.


6520849998206749.html
6520960552918375.html
    PR.RU™